"Межрегиональная общественная организация ветеранов
«Союз инженеров Военно-Морского Флота имени академика А.А. Саркисова»
(Межрегиональная общественная организация ветеранов ВМФ «Союз выпускников Севастопольского ВВМИУ- Голландия», год основания 2009 )
09.05.2024 г. Поздравление ВВМИУ с Днем Побелы Поздравления с Днем рождения членов Союза 02.11.1962 ПРОКОПОВ Юрий Гаврилович 02.11.1962 ДОНЦОВ Евгений Алексеевич 03.11.1952 ШАБАЛИН Игорь Алексеевич 12.11.1961 ВЕТЧИННИКОВ Геннадия Николаевич 14.11.1955 ХУРСАН Александр Александрович 17.11.1947 НАЙДЕНКО Юрий Павлович 19.11.1962 ТАТАРЕНКОВ Игорь Вячеславович 19.11.1953 КИЗИЛОВ Дмитрий Иванович 24.11.1953 КОНЮШЕНКО Константин Олегович 26.11.1951 АШИК Владимир Михайлович 26.11.1951 БУЛАНОВ Владимир Павлович Вышло издание "КТО есть КТО в Севастопольском ВВМИУ".
Справочник о выпускниках 1956-1997 годов.
Выпущено 2-е издание, расширенное и дополненное.
В нем приведены данные о 11502 выпускниках с 1956 по 1997 год. Объем издания - около 884 стр.,формат А4 в твердой обложке
Стоимость одного экземпляра 2400 (две тысячи четыреста) рублей
+79218860464, www.holland-bay.ruНаши партнеры: - ООО "Бухта Голландия". Сайт: http://holland-bay.ru/ Адмиралтейский координационный совет общественных организаций ветеранов ВМФ ОАО «51 центральный конструкторско-технологический институт судоремонта»:
Сайт: http://51cktis.ru/ - Военно-учебный научный центр ВМФ "ВМА им. Н.Г. Кузнецова": -Союз историков гидронавтики:
Сайт: http://oosif.ru/about -Издательство "Морское наследие": сайт http://www.heritage-navalis.ru/shop.php?cid=38 -Издательство "Гангут": сайт: http://www.gangut.su/ -Международный кинофестиваль "Море зовет": Новости
13.11.2024
В ответ на Обращение Союза инженеров ВМФ имени академика А.А.Саркисова к Правительству города Севастополя пришло письмо И.О. Губернатора города с разъяснением позиции по установке памятники песне "Севастопольский вальс" на Приморском бульвара
15.10.2024
В Севастополе 21 сентября 2024 года состоялась встреча члена Союза инженеров ВМФ имени академика А.А. Саркисова, старпома легендарной пл "С-178" С.М. Кубынина с курсантами курсантами учебного центра подготовки спасателей и водолазных специалистов 907 ОУЦ ВМФ 03.10.2024
В Севастополе 14 сентября 2024 года встретились выпускники 1969 года, чтобы отметить 55 -летие выпуска из легендарного Училища. Отчет об этой встрече публикуется ниже 02.09.2024
2 сентября 2024 года заведующий музеем Севастопольского госуниверситета "Севастопольская Голландия" Николай Филимонов провел экскурсию для выпускников Севастопольского ВВМИУ. (фотографии Марины Филипповой) 31.08.2024
29 августа 2024 года в Севастопольском Доме Офицеров Флота состоялась встреча выпускников Севастопольского ВВМИУ и инженеров Флота с председателем Межрегиональной общественной организации "Союз инженеров Военно-Морского Флота имени академика А.А. Саркисова", членом Президиума -председателем комиссии по награждениям Адмиралтейского Координационного совета общественных ветеранских организаций ВМФ Филипповым Александром Матвеевичем.
|
Статья. Атлантида инженеров подводного флотаСевастопольское высшее военно-морское инженерное училище: Атлантида инженеров подводного флота. Автор. Филиппов Александр Матвеевич, капитан 2 ранга запаса, председатель Совета Союза Межрегиональной общественной организации ветеранов ВМФ «Союз выпускников Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища - Голландия», Ключевые слова: СССР, РАН, Графская пристань, миля, инкерманский створ, фарватер, Ю.С. Осипов, Морской кадетский корпус,, А.В. Геловани, В.М. Королев, И.М. Нестеров, Н.Г.Кузнецов, С.Г. Горшков, М.А. Крастелев, ВВМИОЛУ им. Дзержинского, А.А. Саркисов, Главком ВМФ, ВВМИУ ПП, ВМУЗ, АПЛ, проект ПЛ, дизель - электрическая ПЛ, атомная ПЛ, АЭУ, ЯЭУ, МЭФИ, А.П. Александров, М.А. Лаврентьев, ядерный реактор, электромеханическая боевая часть, М.В. Коротков, ВМСУ. Настоящая статья подготовлена для журнала «История в подробностях» (март 2011 год) с целью краткого ознакомления читателей со славной историей Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища (СВВМИУ, Севастопольское ВВМИУ, «Голландия») - кузницы инженерных кадров подводного флота Советского Союза. По официальному признанию высших должностных лиц Министерства Обороны СССР в 70 - 80-ые годы прошлого столетия оно являлось одним из лучших военно-учебных заведений вооруженных сил страны.Командирам и преподавателям Севастопольского ВВМИУ посвящаю:В декабре 2011 года исполняется 60 лет со дня основания Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища. История его создания, становления и расцвета неразрывно связаны с рождением и развитием атомного подводного флота Советского Союза. К сожалению, на настоящий момент государство и общество не осознало значение училища для обороноспособности страны, его вклада в подготовку инженерных, научных кадров для подводного флота страны, и что Россия потеряла с прекращением деятельности СВВМИУ. По словам Президента Российской академии наук (РАН) академика Ю.С. Осипова, Севастопольское ВВМИУ являлось лучшим в военно-морском флоте (ВМФ) высшим учебным заведением [1, стр.4].Важно, чтобы военно-политическое руководство страны сделало правильные выводы из опыта создания, функционирования и развития училища для подготовки квалифицированных командно-инженерных кадров для подводных лодок. Но это тема для другого разговора.Севастополь. Памятник затопленным кораблям .Вернемся в Севастополь, город морской славы, город русских моряков. С исторического места - Графской пристани - открывается прекрасный вид на Северную бухту. Вглубь неё, в сторону Инкерманского створа фарватера, на расстоянии 2-х миль над водами бухты Голландия расположено полукилометровое четырехэтажное здание в стиле позднего классицизма. Этот вид заставляет сердце любого человека, который служил или учился в Севастопольском ВВВМИУ, замирать в чувствах любви, трепетной преданности и благодарности быть связанным с ним судьбою .Начало строительства этого прекрасного здания для Морского кадетского корпуса было положено в 1913 году. В ноябре 1914 года на должность строителя здания был назначен талантливый русский архитектор Александр Александрович Венсан (1871 - 1941). С его назначением строительство получил продолжение, и 23 июня 1915 года состоялась официальная церемония закладки здания. А уже 26 октября 1915 года Николай Второй утвердил «Положение о Севастопольском Морском кадетском корпусе». Положение определяло, что кадетский корпус является средним учебным заведением ведомственного подчинения для подготовки кандидатов к поступлению в морское училище. А.А Венсан, несмотря на трудности военного времени, энергично продвигал строительство здания. Многие архитектурные решения, эскизы делались по ходу строительства и сразу же претворялись в камень [2, стр13]. В 1916 годы был произведен первый набор кадетов. Однако после февральской революции в сентябре 1917 года строительство корпуса было заморожено, а кадеты были распущены на каникулы на неопределенный срок. В ноябре 1917 года вышел приказ Наркома П.Дыбенко об упразднении корпуса. На этом история Севастопольского Морского кадетского корпуса закончилась.В послереволюционные годы недостроенный грандиозный комплекс зданий бывшего Морского кадетского корпуса был передан на нужды военно-воздушных сил флота. Однако завершить строительство до войны не удалось. [3, стр.11-12] Во время обороны Севастополя в 1941-1942 годах здание бывшего Морского корпуса сильно пострадало. И только в начале 50-х годов с решением руководства страны была открыта новая страница и в создании уникального архитектурного проекта и в образовании учебного заведения, которому предстояло сыграть выдающуюся роль в освоении атомного подводного флота и защите рубежей страны.После войны специальная правительственная комиссия рассмотрела вопросы воссоздания и строительства новых судостроительных заводов. Талантливыми флотоводцами (И.С. Исаков, Л.М. Галлер, А.Г. Головко) во главе с главнокомандующим военно-морским флотом (ГК ВМФ) СССР Н.Г.Кузнецовым были подготовлены предложения по строительству качественно нового океанского флота [2, с. 28]. Исходя из программы развития флота в августе 1951 года, Советское правительство приняло решение об образовании нового высшего военно-морского инженерного училища. 15 декабря 1951 года Военно-морской министр СССР издал приказ о строительстве и формировании в бухте Голландия на базе недостроенного здания Морского кадетского корпуса Третьего высшего военно-морского инженерного училища. Эта дата стала днем основанием училища и ежегодно отмечалась как праздник части. Были проведены большие архитектурные строительные работы по первоначальному проекту А.А. Венсана, одним из руководителей которых был инженер-полковник А.В.Геловани, впоследствии маршал инженерных войск, заместитель министра обороны СССР по строительству и расквартированию.Контр-адмирал Королев М.В.Первым начальником 3-его высшего военно-морского инженерного училища в апреле 1952 года назначен инженер-контр-адмирал Королев Михаил Васильевич. С июня 1952 года начались комплектация училища постоянным составом и подготовка к началу первого учебного года. Набор курсантов проводился в закрытом порядке через военные комиссариаты и обкомы комсомола. В соответствии со штатом было создано два факультета-паросиловой и дизельный во главе с начальниками П.А.Наугольных и И.А.Родкевич. Училищу было присвоено открытое наименование «войсковая часть 13101», которое оставалось таковым до 1964 года, вне зависимости от изменений в закрытом наименовании училища в эти годы. Нужно отметить, что всю историю СВВМИУ сопровождали повышенная секретность и закрытость, вплоть до прекращения его существования в 90-ые годы.Но особенно жесткий режим секретности существовал в первое десятилетие его существования. А.А. Саркисов, в 1956-1958 годах преподаватель кафедры двигателей внутреннего сгорания, писал об этом: «Михаил Андроникович (примечание автора - начальник училища М.А.Крастелев) плотно закрыл за нами двери кабинета и, заметно приглушив голос, стал говорить о том, что в ближайшие года будет спущена на воду первая советская атомная подводная лодка (АПЛ). Подготовка и обслуживание ядерных энергетических установок этих подводных лодок Главнокомандующим ВМФ СССР поручена Севастопольскому ВВМИУ. Учитывая режим секретности нам (примечание автора - А.А.Саркисову и В.С.Алешину), выделил отдельную комнату, дверь из которой открывалась в оконную нишу прямо напротив кабинета начальника училища..» [1, с. 91-92].Фронтон здания учебного корпуса Севастопольского ВВМИУ.Курсанты первого набора училища после курса молодого бойца 28 сентября 1952 года приняли Присягу. С началом учебного года преподавательский и офицерский состав прилагал все силы для организации чёткого учебного процесса на высоком педагогическим уровне. Первые семестры проходили в невероятно трудных условиях нехватки учебников и пособий, классных помещений. Много времени уходило на работы по расчистке и благоустройству территории. Лабораторная база кафедр находилась в зачаточном состоянии. В эти же годы были основаны фундаментальная библиотека, типография. Подводя итоги можно сказать, что благодаря титанической работе командиров, преподавателей и курсантов в первые годы существования училища был создан крепкий задел для его расцвета в будущем. Пророческими оказались слова ГК ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова, сказанные им при посещении 18 июля 1953 года 3-его Высшего военно-морского инженерного училища: «Вы будете творцами отечественного атомного флота!» [2, с. 38]. 11 октября 1953 года командующим Черноморским флотом (ЧФ) адмиралом С.Г.Горшковым (в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 25 февраля 1953 года) вручил училищу Красное знамя воинской части.Боевое Знамя 3-его ВВМИУ. 1952 год. Вручение Боевго знамени 3-ему ВВМИУ.В марте 1954 года начальником 3-го Высшего военно-морского инженерного училища был назначен контр-адмирал Нестеров Иван Михайлович, прославленный подводник Черноморского флота. За короткие два года командования он многое сумел сделать, решая вопросы комплектования и строительства училища, совершенствования учебно-воспитательного процесса, пока не был уволен в отставку по состоянию здоровья.Контр-адмирал Нестеров И.М.В это же время командование ВМФ СССР пришло к выводу, что подводные лодки нужно признать главным родом сил, способным решать стратегические задачи ВМФ. Это нашло отражение в программах военного кораблестроения. Была проведена разработка целой серии различных проектов подводных лодок. К ним относятся удачные на то время дизельные подводные лодки (ПЛ) проектов (пр.) 613 и 611, а затем 633 и 641. Чуть позже проектировались, а потом строились атомные подводные лодки первого поколения проектов 658, 659, 675, 645, начиная с проекта 627. Также было выдано техническое задание на проектирование относительно простой и недорогой атомной ПЛ пр.670 («Скат»). Она была предназначена для борьбы с надводными целями. Ее ввели в строй через 10 лет в 1967 году. Директивой Главкома ВМФ СССР Н.Г.Кузнецова №490сс от 16 апреля 1954 года 3-ему Высшему военно-морскому инженерному училищу предписывалось готовить офицеров-инженеров для службы на подводных лодках на должности командира группы электромеханической боевой части. Был изменен профиль подготовки специалистов и введены новые штаты. А с 1 октября 1954 года училище стало называться Высшим военно-морским инженерным училищем подводного плавания (ВВМИУ ПП). Были упразднены факультеты и введены курсы. Начальниками курсов назначили офицеров флота А.Бондаренко, Г.Климова, Б.Андрюк.Для сокращения сроков формирования нового училища из Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища имени Дзержинского (ВВМИОЛУ) переводится дизельный (подводников) факультет в составе 340 курсантов четырех курсов. Четвертый курс стал выпускным и составил первый выпуск Севастопольского ВВМИУ ПП. Из Севастополя же паросиловой факультет был переведен в Ленинград.Морозов И.Ф., Герой Советского Союза,выпускник первого выпуска 1956 года. Начинал учиться в 1951 году во ВВМИОЛУ им. Дзержинского.Трудно переоценить значение перевода в Севастополь из Ленинграда не только курсантов, но и многих опытных преподавателей ВВВМИОЛУ им. Дзержинского для становления и развития ВВВМИУ ПП. Они стояли у истоков превращения СВВМИУ впоследствии в базовое высшее военно-морское училище офицеров-инженеров атомного подводного флота СССР и России. Назовем их пофамильно: П.Н.Проклятиков, В.С.Алешин, Н.С.Долгополов, Н.И.Молодцов, В.С.Бологов, В.Т.Кумельский, Н.Н.Прокопичев, П.В.Лавров, Р.З. Штыкин, В.М. Руденко, И.И.Липатов, Н.М.Горбунов, А.А.Саркисов, Н.И.Маслов, В.И.Русаков, А.Г. Уваров, Н.Ф. Матросов и другие. Учебный процесс на старших курсах в первые годы комплектования училища держался на преподавателях, прибывших из ВВМИОЛУ им. Дзержинского.Таким образом, в училище готовили инженеров для службы на дизель-электрических подводных лодках с разделением на курсах на «дизелистов» и «электриков». Такая структура держалась до 1959 года - времени перехода на факультетскую систему [2, с.47-48].Самсонов С.П.,Герой Советского Союза, выпускник 1957 года.Новые задачи были поставлены перед ВВМИУ ПП, когда была спроектирована и спущена на воду первая советская атомная подводная лодка проекта 627 с тактическим номером К-3. На основании директивы Главкома ВМФ в октябре 1956 года в Севастопольском ВВМИУ ПП была открыта специализация для подготовки инженеров по эксплуатации атомных энергетических установок (АЭУ) подводных лодок [2, стр.61]. Молодой преподавательский состав, большие потенциальные возможности развития нового училища явились определяющими факторами в принятии такого решения командованием ВМФ. Директивой начальника военно-морских учебных заведений (ВМУЗ) С.Г. Кучерова с 1956 года были введены новые учебные дисциплины. На кафедрах энергоустановок и тепловых двигателей приступили к изучению курсов: «Ядерные энергетические установки подводных лодок», «Ядерные реакторы и парогенераторы». «Паротурбинные установки».В марте 1956 года начальником училища назначен инженер-капитан 1 ранга Михаил Андроникович Крастелев, прославленный подводник времен Великой Отечественной войны, сыгравшим большую роль в развитии СВВМИУ, воспитании и обучении курсантов. В годы войны он командовал электромеханической боевой частью подводной лодки «Л-3», ставшей гвардейской 1 марта 1943 года, а затем командиром БЧ-5 крейсерской подводной лодкой «Л-52» «Катюша». За мужество и героизм при выполнении заданий в море он награжден орденами Ленина и Красного Знамени. Осенью 2009 года благодарными выпускниками ему был установлен памятник в Севастополе.Контр-адмирал Крастелев М.А.Под руководством и при непосредственном участии М.А. Крастелёва в училище была создана лучшая в те годы в учебных заведениях лабораторная база по устройству, живучести, управлению подводной лодкой, легководолазный полигон, натурный корпус дизельной ПЛ, легководолазный полигон. На базе подводной лодки «М-113» в 1957 году разработали проект и начали строительство Учебно-тренировочного комплекса по борьбе за живучесть (УТКЖ)[2, с.67]. УТКЖ сыграл важную роль в воспитании у курсантов - будущих офицеров - качеств подводника, в выработке психологической устойчивости.Вице-адмирал А.А.Саркисов, академик РАН, вспоминая о М.А. Крастелёве, пишет: «Михаил Андроникович был безраздельно предан делу, работал практически без выходных дней, уделяя много внимания, как организации учебного процесса, так и строительству. С признательностью должен отметить, что ... он оказывал мне всяческую поддержку и тем самым внес большой вклад в создание уникальной учебно-лабораторной и научно-эксперементальной базы по ядерной специализации» [1, с. 91].В октябре 1958 года в Севастопольском ВВМИУ ПП состоялся первый курсовой выпуск инженер - лейтенантов на атомные подводные лодки - 30 человек с присвоением квалификации «военный инженер-механик» по специальности «специальные энергетические установки подводных лодок». А чуть ранее, в начале 1958 года из Севастополя во ВВМИОЛУ им. Дзержинского было направлено на учебу четыре класса для формирования там вновь созданного специального факультета. Таким образом, Севастопольское ВВМИУ ПП помогло ВВМИОЛУ им. Дзержинского сформировать выпускной курс инженер - механиков по специальным энергетическим установкам, также как в 1954 году дизелисты - дзержинцы помогли это сделать в Севастопольском ВВМИУ ПП.В ноябре 1960 года полностью закончено строительство главного учебного корпуса-уникального архитектурного сооружения, начатое в далеком 1913 году.В 1958 году по решению Главкома ВМФ СССР С.Г. Горшкова были созданы два факультета: дизельный и электротехнический во главе и начальниками инженер-капитанами 1 ранга Е.Г. Климовым и В.Е. Коржом, а также ряд кафедр по новым направлениям подготовки инженеров флота.15 ноября 1958 года начальником новой кафедры «Атомные энергетические установки подводных лодок и их боевое использование» стал В.М. Руденко. 3 сентября 1958 года кафедру «Автоматическое управление энергоустановок подводных лодок» возглавил Н.С.Долгополов. Надо сказать, эти руководители внесли существенный вклад в подготовку специалистов и в дальнейшем были удостоены звания профессора. Начальником еще одной новой кафедры «Ядерные реакторы и парогенераторы АЭУ подводных лодок в октябре 1959 года стал А.А. Саркисов. Одновременно была создана общефакультетская лаборатория по ядерной специализации. Эти действия явились предвестником образования в мае 1960 года специального факультета атомных энергетических установок подводных лодок. Первым начальником факультета назначен инженер-капитан 1 ранга Н.В. Коцюбенко. Таким образом, созданная на рубеже 60-х годов организация учебного процесса просуществовала вплоть до ликвидации училища и оказала самое положительное влияние на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров для атомных подводных лодок. Всё это время развивалась научно-техническая и лабораторная база училища, особенно по ядерному направлению обучения. Широко внедрялась для решения задач обучения вычислительная техника. Было налажено сотрудничество с ведущими вузами страны в области энергетики. Московский инженерно-физический институт (МЭФИ) передал кафедре ядерных реакторов и парогенераторов ряд лабораторных установок. На кафедре автоматического управления и контроля корабельных энергоустановок был введен в эксплуатацию тренажер системы управления и защиты атомной энергетической установки подводных лодок первого поколения. В 1962 году была смонтирована первая действующая паротурбинная установка, Она позволила развивать практические навыки у курсантов по эксплуатации и ремонту паросилового оборудования ПЛ. Начальник кафедры электроприводов подводных лодок, назначенный на эту должность в августе 1960 года, кандидат технических наук, доцент инженер-капитан 2 ранга В.С. Могильников стал создателем электротехнической научной школы в Севастопольском ВВМИУ [2, с.96].Ракетный подводный крейсер стратегического назначения пр. 667 бдр.60- ее годы стали годами роста и становления училища как стройной системы подготовки инженеров для подводного флота. Вводились в строй все новые и новые лаборатории и тренажеры для разных проектов подводных лодок, такие как « Учеба-75» «Пульт-70». Началась проработка строительства лаборатории с полномасштабной натурной ядерной энергетической установки второго поколения.6 апреля 1964 года Директивой Главного штаба ВМФ №ОМУ(3) 701556 3-е Высшее военно-морское инженерное училище было переименовано в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Таким образом, период совершено секретной закрытости деятельности училища под безликим номером «войсковая часть № 13104» был окончен. Училище получило открытое всем людям имя Севастопольского, что вызывало среди его курсантов и офицеров чувства гордости за свою профессию и призвание.По приказу ГК ВМФ №316 от 18 октября 1967 года введена в действие лаборатория с действующим ядерным реактором ИР-100. Он стал первым в системе высших военно-морских учебных заведений, и на тот момент единственным среди всех ВУЗов страны энергетического профиля [4, с.92]. Автором этой идеи, а также ее реализации стал А.А.Саркисов. История не знает сослагательных наклонений. И что было бы, если бы..? Но Ашот Аракелович смог «пробить» свою идею у командования ВМФ. Эта задумка тогда казалась для многих просто неподъемной, начиная с отсутствия прецедента и поначалу отрицательного отношения Главкома ВМФ С.Г. Горшкова. «Главком в одной из бесед убеждал меня, что на стадии обучения в Училище можно обойтись и полномасштабными электронными тренажерами...я как раз даже допустил в разговоре с ним грубую аналогию: Товарищ Главнокомандующий, обучать будущего инженера-ядерщика только на тренажерах - это тоже, что обучать ветеринара на макете коровы, сделанном из папье-маше» вспоминает А.А.Саркисов [1, c. 100]. В общем, много усилий и настойчивости пришлось потратить инициатору проекта. Но уже в 1961 году ядерный реактор был спроектирован, а позднее изготовлен Научно-исследовательским и конструкторским институтом энерготехники (НИКИЭТ), возглавляемым академиком Н.А.Доллежалем. Мы же, курсанты 70-х годов, понимали, что в Училище всё «по-настоящему» и серьезно. Курсанты старших курсов с благовенным трепетом приобретали практические навыки, проводили лабораторные работы на реально - действующем ядерном реакторе. Он был оснащен большим количеством экспериментальных устройств, что позволяло провести большой объем научно-исследовательской работы. В процессе эксплуатации Научно-исследовательский комплекс ИР-100 неоднократно модернизировался для расширения возможности научных исследований и практического обучения курсантов. Впоследствии мощность реактора была увеличена до 200 киловатт.Осипенко П.Д. Герой Советского Союза, глубоководник, выпускник 1967 года.Можно без преувеличения сказать, что создание лаборатории комплекса с реактором ИР-100 в высшем военном учебном заведении явилось уникальным и по-своему историческим событием, аналогов которому нет ни в нашей стране, ни за рубежом [1, c.103]. Во многом благодаря этому историческому факту, духу творчества в учебе курсантов, работе выдающихся педагогов и воспитателей для военно-морского флота были подготовлены офицеры - инженеры высочайшей квалификации. Многие из них до настоящего времени определяют инженерный и научный потенциал флота или плодотворно работают в других отраслях народного хозяйства страны.Хотелось бы затронуть тему более полного и эффективного использования офицеров - инженеров флота для руководства и командования кораблями и их соединениями. В американском флоте офицеры - инженеры имеют равные возможности или даже преимущество в назначении командирами кораблей, что оправдано их высокой подготовкой и практическим опытом. А.А.Саркисов, находясь в должности начальника СВВМИУ, высказал в 1980 году Главкому ВМФ СССР С.Г. Горшкову мысль, что командиров БЧ-5 подводных лодок после специальных дополнительных курсов надо назначать командирами кораблей. Но не был им понят и поддержку от Главкома не получил. А.А. Саркисов размышляет: «На мой взгляд, является большой несправедливостью, истоки которой коренятся в когда- то имеющих значение кастовых различиях, отсутствие перспективы для инженер-механиков занять место командира корабля. Вполне доступные для реализации небольшие изменения в учебный план за счет включения в него несколько новых учебных дисциплин командного профиля могли бы полностью снять все препятствия формального толка» [1,c.103].Вице-адмирал Саркисов А.А.Новый этап в развитии Севастопольское ВВМИУ получило с назначением 30 ноября 1971 года на должность начальника училища доктора технических наук, профессора инженер-капитан 1 ранга А.А. Саркисова. За годы командования учебным заведением в полной мере раскрылись его таланты видного организатора, выдающегося ученного с мировым именем, воспитателя поколений офицеров - инженеров, стратега развития высшего военно-морского образования. Он внес большой вклад в развитие корабельной ядерной энергетики, создал новую научную школу в области надежности и безопасности ядерных энергетических установок. Его авторитет рос вместе с огромной и многоплановой работой по управлению делом подготовки и воспитания инженеров подводного флота, развитием Севастопольского ВВМИУ. Выпускники училища искренне благодарны Ашоту Аракеловичу за все то, что он им дал для успешной службы на флоте. Исключительные человеческие качества вкупе с природным талантом, работоспособностью и целеустремленностью выдают в нем большого ученного и гражданина своей страны. В настоящее время А.А.Саркисов, вице-адмирал, академик Российской академии наук (РАН), продолжает ответственную научную работу в Институте Безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) РАН по ускорению снижения ядерных угроз на Северо - Западе России. Он является научным руководителем группы разработки программы (ГРП) по выполнению международного Стратегического Мастер - плана (СМП) в этом направлении [5, c.6]. Также А.А. Саркисов многие годы возглавляет экспертный Совет Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РАН по проблемам флота и кораблестроению, состоит членом бюро Отделения физико-технических проблем энергетики РАН. Президент Российской академии наук Ю.С.Осипов отметил: «Еще в 70-ые годы на научную и организационную деятельность профессора А.А. Саркисова обратил внимание Президент академии наук того времени академик Анатолий Петрович Александров. Он неоднократно бывал в возглавляемом Саркисовым Севастопольском Высшем военно-морском инженерном училище, знакомясь с научными работами флотских ученных, а также подготовкой инженерных и научных кадров. Такое внимание Президента академии наук к Севастопольскому ВВМИУ было не случайным, ибо оно под руководством А.А.Саркисова являлось в то время лучшим в ВМФ высшим учебным заведением» [1, c.4].Родина высоко оценила службу Ашота Аракеловича. Он имеет более 30-ти правительственных наград. А недавно, 28 декабря 2010 года, Президент РФ вручил ему орден «За заслуги перед Отчеством 3-ей степени». Выпускники Севастопольского ВВМИУ в лице членов и Совета «Союза выпускников Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища - Голландия» сердечно и от души поздравляют Почетного Президента «Союза выпускников СВВМИУ - Голландия» Ашота Аракеловича Саркисова с этим знаменательным событием.27.10.2010 года. Вручение А. Саркисову Грамоты Почетного Президента Союза выпускников Севастопольского ВВМИУ.В феврале 1972 года заместителем начальника училища по учебной и научной работе был назначен кандидат технических наук, доцент, инженер-капитан 1 ранга Ю.А.Фомин. Новым руководством и профессорско-преподавательским составом училища успешно были решены задачи: завершение создания учебно-научного комплекса, оптимизация учебных планов и программ с учетом научно-технической революции в военном деле в новых требованиях резкого усиления эксплуатационной направленности обучения курсантов для стремительно растущего подводного флота страны. Модернизация учебных программ и планов была выполнена за счёт рационального перераспределения учебного времени, а информационное содержание программ обогатилось без увеличения числа часов на обучение. Ряд базовых дисциплин был приближен к специальным. В курсе общей физики был усилен курс ядерной и нейтронной физики - как базовый для специальных дисциплин ядерной энергетики [2, c.166].После введение в действие комплекса тренажеров «Пульт70», на базе системы управления главной энергетической установки (ГЭУ) подводной лодки проекта 670, сложного и дорогостоящего многоцелевого тренажёра промышленного исполнения, было принято решение не создавать такой же комплекс для лодок третьего поколения вследствие дороговизны и соотношения с возможным сроком его использования. В дополнение к нему было создано более сорока малогабаритных тренажёров различного типа, позволяющие решать целевые задачи: такие как по управлению подводной лодкой, главной энергетической установкой, электроэнергетическими системами, вспомогательными механизмами. Благодаря этому уже в 1979 году по заключению Государственной экзаменационной комиссии было сделан вывод о достижении более высокого уровня подготовки по сравнению с предыдущими годами. Большой вклад в развитие СВВМИУ и подготовку кадров внесли офицеры и преподаватели А.В. Алехин, В.П. Борисоглебский, Г.М. Буйнов, Ф.П. Варнашов, Е.П. Воеводин, Н.Г. Гаджибеков, В.Т. Гармасар, Ю.Е. Глухов, В.Н. Глуховской, Ю.А. Гончарук, Ю.Ф. Горбачев, А.А Гусев, Н.И Королева, Н.Т. Коротков, В.Ю. Кущев, В.А. Маньковский, Н.Г. Мартынова, А.С Мещеряков, Р.П. Просужих, В.Н. Пучков, Я.М. Райкин, Н.Г. Саркисова, Б.Г. Сиротенко, В.А. Согомонян, В.Г. Тур, Г.А Чекин, С.Я. Чупрынин, Г.И. Юферов, В.А. Яковлев и многие другие.Уважение и признательность за нелёгкий труд по воспитанию курсантов следует отдать командирам рот, а впоследствии курсов, нашим «отцам- командирам».1980 год. Боевое Знамя 3-его ВВМИУ на торжественном построении училища.Назовем пофамильно: А.А. Андрюшин, Н.Г. Адаменко, И.П. Барченко-Емельянов, В.Н. Браславский, Н.Д. Бутенко, Л.Н. Высоцкий, Б.Г. Гуз, А.Н. Корнев, В.Н. Котовский, А.П. Кузьмин, Н.Н Михайловский, В.Н. Назаренко Г.И. Плакся, Е.М. Покатило, В.Е. Савин, А.М. Сазонов, В.В.Татарин, В.Д. Харчишин, М.И. Шалимов, Н.П. Щекотихин, Л.Г. Эрайзер, многие другие.Большую роль в обучении и воспитании будущих инженеров флота играли практики и стажировки курсантов после окончания каждого года обучения. После первого курса все курсанты на две недели направлялись в распоряжение полка морской пехоты Черноморского флота, где осваивали практические навыки боевых действий на суше: бросание боевых гранат, «обкатка» танками, огневая подготовка, принимали участие в высадке морского десанта на берег с корабля. Затем следовала месячная практика в должности матроса на надводных кораблях. На втором курсе практика проводилась на дизельных подводных лодках, в том числе для специализации «атомная энергетика», как правило, на Северном флоте в должности командира отделения. Окончание третьего курса знаменовалось стажировкой на судостроительных предприятиях, где строились подводные лодки. Курсанты проходили первое реальное знакомство с атомоходами, изучалось устройство ПЛ, организация строительства. На четвертом курсе курсанты отправлялись на флотилии атомных и эскадры дизельных подводных лодок в соответствии со специализацией для стажировки и овладению практическими навыками на должностях старшин команд. Зимнюю стажировку пятого курса практически на всех флотах проходили на замещение первичной офицерской должности. По итогам стажировки многие курсанты, по запросу командования подводной лодки, по окончании училища приходили на нее для назначения на должности командиров и инженеров групп электромеханической боевой части (БЧ-5).Конец 70-х и начало 80-х годов явилось периодом расцвета СВВМИУ, как учебного и военно-научного центра страны. Командование ВМФ выдвинуло учебно-научный комплекс СВВМИУ на соискание Государственной премии в области науки и техники. По линии госбезопасности училище считалось закрытой структурой. Несмотря на это, визиты высших должностных лиц ВМФ и видных ученных были частыми. Училище неоднократно посещали выдающиеся ученные: президент Академии наук СССР А.П.Александров, председатель Сибирского отделения АН СССР М.А. Лаврентьев, академики Б.Е. Патон, Л.М. Бреховских, В.А. Кириллин, А.К. Красин и другие. Академик Александров принял участие в нескольких символичных и памятных церемониях: 11 июня 1976 года - на открытии памятного знака размагничиванию кораблей в годы войны, 7 мая 1980 года - заложил Аллею почетных гостей.1975 год. Посещение училища Главнокомандующим ВМФ СССР Адмиралом Флота Советского Союза Горшковым С.Г.Училище стало местом проведения различных мероприятий: научных собраний, совещаний руководителей высших учебных заведений Министерства Обороны и ВМФ. В 1977 году была проведена выездная научная сессия Отделения физико-технических проблем энергетики АН СССР на базе реактора «ИР-100».В 1979 году в училище состоялось выездное заседание Научного Совета АН СССР по гидрофизике океана под председательством академика А.П.Александрова. В 1982 году в училище на базе учебно-научного комплекса (УНК) было проведено Всесоюзное совещание инженер-механиков Военно-морского флота с самым широким представительством руководящего состава Министерства Обороны и ВМФ СССР.Весьма характерны отзывы высших должностных лиц и выдающих ученных об СВВМИУ. Во время инспекции училища в 1979 году начальником Главного управления военно-учебных заведений Министерства обороны страны генерал - полковником В.А.Макаровым были сделаны выводы: «Ваши успехи несомненны и красноречивы. Они убедительно утверждают во мнении, что коллектив училища стоит на верном курсе и вносит достойный вклад в подготовку высококвалифицированных инженерных кадров» [2, c.344]. В 1980 году заместителем главнокомандующего ВМФ СССР вице-адмиралом А.М.Косовым была сделана запись в Книге отзывов училища: «Училище не похоже на другие, оно действительно лучшее из всех Вмузов нашего ВМФ..»[2, c.345]. И это писали строгие и требовательные военноначальники министерства обороны и флота. Служившие на флоте знают, как тяжело добиться положительной оценки служебной деятельности. Крупнейшие ученые страны были более эмоциональны и открыты в своем восхищении СВВМИУ. Академик Лаврентьев 4 марта 1977 года написал: «Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище может служить примером почти всем нашим вузам, а также многим университетам и научно-исследовательским институтам как технического, так и чисто научного профиля». Один из создателей первой в мире атомной электростанции лауреат Ленинской премии академик А.К.Красин записал в Книге почетных гостей: «Мы восхищены высокой культурой и глубиной учебного процесса. Мы всегда будем рады поделиться нашим скромным трудом с уважаемыми коллегами, и мы уносим сознание, что мы познакомились здесь с учебным процессом в его наилучшей форме» [2, c.349].Результатом визита Д.Ф.Устинова в сентябре 1983 года в училище стал приказ министра обороны СССР, объявившего Севастопольское ВВМИУ лучшим в ряду военно-учебных заведений страны.Контр-адмирал Коротков М.В.В 1984 году последним начальником СВВМИУ назначен контр-адмирал Михаил Васильевич Коротков. А в 1985 году химический факультет Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища им. С.М. Кирова был переведен в СВВМИУ. Его возглавил капитан 1 ранга Д.Р. Шамидов. Высококвалифицированный преподавательский состав химического факультета выпускал специалистов по радиохимической, радиационной и бактериологической защите - для надводных кораблей и береговых частей ВМФ, по корабельным средствам радиационной безопасности и регенерации воздуха - для химических служб атомных подводных лодок, инженеров-радиохимиков - для служб радиационной безопасности соединений и объединений атомных подводных лодок.В 1991 году СВВМИУ перешло на обучение по новым программам и планам, предусматривающим качественный скачок в подготовке выпускников. В училище действовал уникальный автоматизированный информационно-обучающий комплекс, на базе которого действовал региональный центр компьютерного обучения профессорско-преподавательского состава других учебных заведений.Подводя итоги сказанному, можно сделать заключение, что на начало 90-х годов Севастопольское ВВМИУ представляло собою военно-учебное заведение высокого уровня, который позволял решать задачу подготовки офицеров - инженеров на самые современные атомные подводные лодки и корабли.Последний, 39-ый выпуск, Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище произвело 28 июня 1992 года.А 22 июля 1992 года был опубликован приказ министра обороны Украины, в котором предписывалось переподчинить с 17 июля 1992 года Севастопольское ВВМИУ и Черноморское ВВМУ им П.С.Нахимова начальнику Управления военного образования министерства обороны Украины, а все приказы командующего Черноморским флотом, касающиеся училищ, считать не имеющими юридической силы. Документ, подписанный 3 августа 1992 года в Ялте на встрече президентов Б.Н.Ельцина и Л.М.Кравчука о принципах формирования ВМС Украины и ВМФ России на базе Черноморского флота, был нечётким и расплывчатым по смыслу. Украинская сторона прямо заявила, что это соглашение нужно понимать так, как это понимают в Киеве. Офицерский состав СВВМИУ на собрании 7 сентября 1992 года принял резолюцию, призывающую относиться к СВВМИУ как к стратегическим силам СНГ с подчинением Главнокомандующему ВМФ России. Собрание выразило протест министерству обороны Украины по поводу действий по одностороннему переподчинению училища. А 8 сентября 1992 года новый главком ВМФ адмирал Ф. Громов телеграммой в адрес командующего Черноморским флотом И. Касатонова и начальников училищ в Севастополе В. Денисенко и М. Короткова подтвердил подчиненность СВВМИУ Главкому ВМФ, приостановил работу комиссии министерства обороны Украины по приему училищ в состав ВМС Украины [2, c.363]. Но руководство Украины активно искало пути переподчинения училищ в Севастополе в отличие от пассивности военно-политического руководства России. Несмотря на обращение, принятое на сборах офицеров Черноморского флота в Доме офицеров 9 сентября 1992 гола к президентам России и Украины с требованием прекратить переподчинение училищ Украине, министерство обороны Украины планомерно работало в этом направлении.20 сентября 1992 гола на открытом собрании курсантов двух севастопольских училищ, моряков Черноморского флота и жителей города Севастополя было единогласно принято постановление. В нём предлагалось Президенту РФ Б.Н. Ельцину: «... взять Севастополь под российскую юрисдикцию - в строгом соответствие с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 1082 от 29 октября 1948 гола (об особом статусе базы Черноморского флота Севастополя, как города прямого республиканского подчинения РСФСР и выделенного из Крымской области), позже не отменившихся и при передаче Крыма Украине особо не оговоренных»[2, c.345].Кто сегодня помнит эти события совсем недавней истории, вершившиеся при жизни нашего поколения? Неужели так коротка человеческая память и так беспомощна воля тысячелетнего государства? Вопросы риторические..26 сентября 1992 гола курсанты приняли две присяги - российскую и украинскую. Принявшие российскую присягу были исключены из училища, но переведены в российские военно-морские училища. Вместе с ним в кадры Черноморского флота перешли преподаватели и офицеры, отказавшиеся принять украинскую присягу. Преподавателям, как правило, предлагались нижестоящие должности в военно-морских училищах и других частях ВМФ России. Часть офицеров была демобилизована, в том числе и начальник училища контр-адмирал М.В. Коротков. Офицеры, присягнувшие Украине, в основном, назначались на должности на ступень выше занимаемой.На базе приказа министра Украины в июле 1992 года было создано многопрофильное образование - Военно-морской институт военно-морских сил Украины (ВМСУ) - конгломерат из пяти факультетов, где Севастопольское ВВМИУ получило права факультета корабельной энергетики. Было заключено соглашение между ВМС Украины и ВМФ России, что вновь созданный факультет произведет за плату ещё два выпуска курсантов, не присягнувших Украине. Однако это соглашение Украина не выполнила. В январе 1993 года был произведен ускоренный выпуск пятого курса, что не позволило выпускникам получить юридического права на получения диплома о высшем образовании с присвоением военной квалификации.Севастопольское высшее военно-морское училище - Атлантида инженеров подводного флота - перестало существовать.Эпилог.Итогом деятельности СВВМИУ стали ее выпускники - их было 11000 человек.Итогом службы Отечеству выпускников училища явилось мирное небо над головой нашего народа. Это они осваивали самые новейшие подводные лодки и испытывали глубоководную технику, выполняли боевые задачи в водах морей и Мирового океана, принимали участие в строительстве и приёмке подводных лодок и кораблей.Вспомним выпускников Севастопольского ВВМИУ, погибших в морских катастрофах и при исполнении других обязанностей службы: Г.И Жук, А.Л. Карпунин, А.Г. Егоров, Н.И. Орехов, П.Д. Осипенко, В.П. Пролетин, В.И. Ритус, А.Н. Тогидный, П.А. Дрюков, Г.Г. Панков, И.В.Кузниченко, В.Г. Батищев, М.В. Гусев,Севастополь. Мемориальное Братское кладбище Северной строны.Памятник выпускникам Севастопольского ВВМИУ,погибшим на службе Родине.Г.Н.Чугунов, Г.В. Шостаковский, А.А. Кочнев, А.В. Марков, А.Е. Шаров, В.И. Шевцов, В.В. Авдеев, Н.В. Знахарчук, А.В. Кириллов, А.Е. Шаров, А.Б. Лазарев, Л.Г. Цыганков В.В. Хрычиков, В.Н. Целуйко, В.И. Бабенко, А.Н. Дедушкин, А.Г. Дуплоноженко, И.В. Каспрович, В.И. Лелюк, И.В. Леонов, К.Ф. Ляшков, С.П. Манякин, А.Д. Черняев, В.М. Курочкин, Ю.И. Максимчук, А.И. Петров, В.М. Сидоренко, А.М. Испенков, А.А. Шубин, В.М. Белогунь, С.Г. Винник, Н.А. Волков, С.Л. Малыхин, В.С. Исаенко, А.А. Шостак, В.И. Возиян, М.И.Киселев,П.Д. Осипенко, Ю.Б. Саблин, Д.Б. Мурачев, М.В. Гуров, С.Н. Лаппа, С.А. Лебедев, В.В. Григулич, А.Г. Астапов, А.Н. Смагин [6]. Память о них навсегда останется в наших сердцах.Всех выпускников СВВМИУ не перечислить. Но назову лишь некоторых - моих однокашников и сослуживцев различных годов выпуска: В.Н. Аверин, Л.И. Будаква, В.П. Бунин, Г.М. Варшаловский, В.С. Виденеев, Н.Н. Галимов, С.Н. Глебов, О.А Глушков, Г.Н. Добринчук, А.И. Елисеев, В.Ф. Елисеев, А.А. Калиновский, А.С. Ковалев, Л.А. Коваль, А.С. Козов, Ю.П. Кокунов, В.Н. Корякин, А.Л. Крутько, Н.И. Кузьмин, В.В. Кузьмич, А.Н. Локтионов, Л.И. Мажник, В.В. Манилов, Ю.В. Маспанов, П.Д. Осипенко, С.Н. Павловский, В.М. Пашкевич, А.М. Подгорный, Ю.В. Почекаев, Н.И. Рыбалко, В.М. Таткало, С.Н. Уржумцев, Н.Н. Федин, И.В. Черкасов, Ю.Ф. Юрченко, А.Г. Яворский.Назову имена выпускников училища, достигших высших офицерских званий адмиралов: А.И.Аладкин, И.И. Алибеков, Д.М Алпатов, О.Е. Белавенцев, В.П.Буланов, В.А. Гарбарец, М.М. Зеленков, Ю.П. Ивашутин, Н.Д. Карачун, Е.А. Кобцев, Р.А. Комратов, В.Г. Константинов, Е.В. Кочетов, С.Н. Краснов, И.Д. Леонтенко, В.А. Лященко, Г.М. Мироненко, В.Н. Пантелеев, В.М. Решеткин, Е.К. Рогачев, В.В. Сумбулян, А.А. Смоляков, В.И. Урывский, О.В. Фарафонов, В.М. Хорько, И.К. Шалатонов, В.И. Шевченко, Н.Н. Шилин.За подвиги, совершенные при исполнении своего воинского долга, присвоено звание Героев Советского Союза и России И.Ф. Морозову, С.П. Самсонову, П.Д. Осипенко, А.П. Рымарю.Список литературы:1. Саркисов А.А. «Воспоминания, встречи, размышления, ситуации». Издательство «Наука», Москва 2009 год.2. Гончарук А.Ю. «Свет погасшей звезды. Хроники Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища». Москва. 2005 год. 3. Чупрынин С.Я. «Севастопольское инженерное. Очерк истории Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища». Севастополь.1976 год. 4. Саркисов А.А. и другие. «Роль российской науки в создании отечественного подводного флота». Научное издание. Российская академия наук. Москва. Наука. 2008 год. 5. Российская академия наук. «Ускорение снижения угроз на Северо-западе России». Москва. 2007 год. 6. Сайт СВВМИУ. Страница: http://www.svvmiu.ru/memorial-1.html
|