Логин:
Пароль:
Запомнить

 

02.07.1956

Кинаш Петр Збигнеусович

03.07.1930

Морозов     Иван             Федорович

08.07.1959

Анастасин Сергей Валентинович

14.07.1963

Ивлев Валерий Юрьевич

27.07.1969

Рыбаков Игорь Михайлович

28.07.1950

Рахманов Михаил Александрович

Наши партнеры:

- ООО "Бухта Голландия"

Бухта

Сайт: http://holland-bay.ru/ 

Адмиралтейский координационный совет общественных организаций ветеранов ВМФ  

logo1

Сайт: http://veteranvmf.ru/                                                                                              - Международная ассоциация общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников:Ассоциация

Сайт: http://www.submariners.ru/ 

- ОАО «51 центральный конструкторско-технологический институт судоремонта»:

Макет вымпела -Россия

 

 

Сайт: http://51cktis.ru/

 Военно-учебный научный центр ВМФ "ВМА им. Н.Г. Кузнецова":

Большая эмблема ГЕРБ

 

 

 

 

 

 

                   -Союз историков гидронавтики:

 

01-znak-chebotaeva-dlya-sayta.jpg_1

Сайт: http://oosif.ru/about

-Издательство "Морское наследие":

сайт http://www.heritage-navalis.ru/shop.php?cid=38

-Издательство "Гангут":

сайт: http://www.gangut.su/

 -Международный кинофестиваль "Море зовет":

http://www.seafest.info/

Море зоветЧитать:http://forum.moov-vmf.ru/viewtopic.php?f=97&t=44772


 
Новости
29.06.2019

Anatoly_Uvarov

В Санкт-Петербурге, на 96-м году жизни умер ветеран-подводник, старейший преподаватель Севастопольского ВВМИУ, большой друг Союза выпускников СВВМИУ, капитан 1 ранга Анатолий Гаврилович УВАРОВ ...

 

26.02.2019
IMG_20190224_150839_HDR  24 февраля 2019 года в библиотеке № 6" в Рыбацком (ул. Дмитрия Устинова 3) прошел ВЕРНИСАЖ- открытие выставки работ художника-мариниста, капитана 1 ранга в отставке Сытина Альберта Анатольевича "Северный край - край тревог и надежд".
16.12.2018

IMG_8051 12 декабря 2018 года в Центральном военно-морском музее Министерства Обороны РФ состоялось ежегодное совместное заседание Главного командования ВМФ России и Адмиралтейского Координационного совета общественных организаций ветеранов флота. 

05.10.2018

IMG_7820 5 октября 2018 года в Военно-морском политехническом институте состоялись мероприятия празднования 220-летия со дня создания Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища имени Феликса Эдмундовича Дзержинского - исторического правопреемника Училища корабельной архитектуры, основанного императором Павлом 1 в 1798 году.

22.12.2013

   В Санкт-Петербурге на проспекте Стачек сегодня днем прошла торжественная церемония открытия памятника Герою Советского Союза подводнику Александру Маринеско.23.12.2013. Спб. Проспект Стачек 67. Памятник А.И. Маринеско в фас

   В сквере у дома 67 по проспекту Стачек в Петербурге с 14.00 до 14.40 прошло торжественное открытие памятника Александру Маринеско. (Фото М.Филипповой)

О полярных перспективах и реформе РАН

 

Саркисов Ашот Аракелович

О полярных перспективах и реформе РАН

8 ноября 2013 в 18:46 0

     Россия собирается строить и уже строит новые ледоколы, в том числе атомные. У некоторых возникают вопросы: нужны ли они нам? Ведь идет глобальное потепление, льды тают… Да, действительно, в последние годы в Арктике наблюдается заметное потепление. Площадь ледового покрытия за последние 50 лет снизилась примерно на 30 %. Это факт. Но вместе с тем природа этого потепления до сих пор точно не определена. То ли это действительно глобальное потепление и оно будет продолжаться еще долгие годы, то ли это хронологические колебания, которые в истории Арктики уже имели место.

     Кроме того, это потепление не означает круглогодичную доступность Северного морского пути по всем маршрутам без помощи ледоколов. Поэтому нет никаких оснований говорить, что потребность в атомных ледоколах исчерпана. По моему мнению, стратегия, направленная на развитие атомного ледокольного флота оправдана. Ледокольная поддержка по-прежнему требуется и будет требоваться. Особенно с учетом возрастающих масштабов экономической деятельности в Арктике и возрастающей роли Северного морского пути в мировых коммуникациях. Конечно, Севморпуть не сможет полностью заменить традиционные маршруты через Средиземное море и Суэцкий канал. Но у Севморпути есть явное преимущество. Очевидна выгода, которую могут получать прежде всего азиатские страны при использовании этого маршрута в своих торгово-экономических связях с Европой. Достаточно взглянуть на карту и наглядно видно, насколько укорачивается путь из Китая, Японии, Кореи через Севморпуть в европейские страны по сравнению с традиционным путем через Суэцкий канал. Это и определяет его перспективность. Я не сомневаюсь, что интенсивность использования Ледовитого океана в качестве транспортной коммуникации будет год от года возрастать, независимо от колебаний температуры и изменений климата.

      Да, в данный момент для того чтобы Севморпуть стал стабильной, круглогодичной транспортной магистралью, существующих ледокольных мощностей для обслуживания судоходного потока, конечно, недостаточно. Но все зависит от интенсивности эксплуатации. Количество ледоколов определяется потребностью в них. Здесь процесс обоюдный. Увеличение количества ледоколов будет приводить к удлинению навигационного периода, в течение которого можно осуществлять транспортные коммуникации, а увеличение транспортного периода будет в свою очередь увеличивать количество коммерческих судов, которым требуется ледокольная поддержка.

     Сколько нужно ледоколов, сейчас сказать нельзя. Но явно наметилась тенденция к повышению интенсивности использования Северного морского пути. И с учетом этой тенденции надо строить новые ледоколы.

      Конечно, одних ледоколов мало – без развитой портовой инфраструктуры невозможно представить себе полноценную судоходную магистраль. А состояние наших портов сейчас для решения такой глобальной задачи явно неудовлетворительное. Но есть планы по развитию портовой инфраструктуры, в частности на Дальнем Востоке. И ситуация постепенно, я надеюсь, исправится.

     Показательно, что освоить Севморпуть сейчас предпринимают попытки не только европейские государства, но и, например, китайцы. Интерес других стран, в том числе далеко отстоящих от арктического региона, возрастает, это, как говорится, медицинский факт. Китай, который сейчас строит серию ледоколов, наглядный тому пример. Но мы пока имеем явное преимущество в составе ледокольных средств. И его нельзя терять. Наше преимущество не только в количестве ледоколов, но и в их качестве. Мы единственная страна в мире, которая использует атомную энергетику на коммерческих судах. Ни одна другая держава эти технологии пока еще не освоила.

     При этом у России до сих пор нет законченной концепции развития Северного морского пути, которая бы охватывала все аспекты – и базирование, и навигационные средства, и судовой состав, и анализ тенденций изменений климата, и анализ торгово-экономической ситуации, и прочие многочисленные факторы. Те отдельные решения, которые сейчас принимаются, мне представляются вполне разумными. Хотя цельная комплексная программа развития Арктики и Севморпути нужна. Программа, которая была бы ориентирована на многие годы вперед и которая бы увязывала в единую логическую цепочку все факторы, влияющие на решение этих вопросов.

 О РЕФОРМЕ РАН.

     Недавно все мы стали свидетелями, как без каких-либо оснований, с жесткой настойчивостью буквально протолкнули через все инстанции закон о реформировании РАН. Конечно, у Академии наук накопились определенные проблемы, были в ее работе определенные недостатки. Но несмотря на нищенское существование и скудное финансирование, Академия наук продолжала функционировать. Причем эффективность ее была гораздо более высокой, чем у многих других научных сообществ и организаций, если эту эффективность пересчитать на единицу затраченных средств. Все недостатки были не виной Академии наук, а ее бедой. Потому что с начала перестройки все делалось для того, чтобы ее ликвидировать как последний рецидив, оставшийся от советской эпохи.

     О.Ю. Голодец (вице-премьер правительства Ольга Голодец – прим. ред.) приводила доводы, мол, на каждого академика приходится какое-то колоссальное количество гектаров земли. Ну и что? Я, например, с удивлением узнал, что на меня приходится сотня гектаров земли. Где эта земля и где я? Я ее не видел. Вице-премьер просто разделила всю землю, которая числилась за Академией наук на число академиков. С таким же успехом она могла разделить на число членов президиума Академии наук – тогда цифра получилась бы вообще астрономическая.

     Ни одного серьезного довода, ни одного серьезного аргумента в пользу реорганизации нет. Я уже не говорю о том, что объединение трех академий является полным абсурдом, также ничем не обоснованным.

      Создается некое агентство. А для чего создается? Никаких оснований нет. Говорят о том, что академики занимались несвойственными им функциями – руководили институтами. Но это глупость. Я более тридцати лет член Академии, я никогда не чувствовал какой-то обузы, связанной с руководством какими-то институтами. Институтами руководили директора. И будут продолжать руководить директора. Академия осуществляла научно-методическое управление институтами и несла за них полную ответственность. Теперь институты передаются в распоряжение некого агентства, которое будет создаваться, безусловно, чиновниками.

    Без всяких оговорок считаю эту реформу губительной. Губительность ее в том, что Академия наук, при сохранении названия, лишается своего основного станового хребта, который определял ее роль, ее эффективность, ее значение – институтов. То есть тех структур, в которых сосредоточено основное количество научных сотрудников и где реально делается наука.

   Академия превращается в клуб ученых, которые будут заниматься какой-то непонятной экспертизой. В законе прописаны функции какого-то научного руководства институтами и так далее. Но всем совершенно ясно, что институты будут подчиняться той власти, которая над ними поставлена, а именно руководству этого федерального агентства научных учреждений. Очевидно, что оно будет определять всю политику, всю идеологию, все направления работы институтов.

      Также совершенно ясно, что руководство агентства будет прежде всего заботиться о том, чтобы выполнялись работы, которые если не сегодня, то завтра будут давать какой-то эффект. Но это не просто противоречит природе и смыслу фундаментальной науки вообще. Это в принципе подорвет фундаментальную науку в нашей стране. Будут присутствовать рекомендации Академии наук, но всем понятно, что директора институтов будут прежде всего руководствоваться указаниями своего непосредственного начальства, поскольку они будут встроены в жесткую чиновничью, бюрократическую вертикаль.

Ашот Саркисов