Логин:
Пароль:
Запомнить

Поздравления с Днем рождения членов Союза ноябрь 2025

02.11.1962 г. Прокопов Юрий Егорович

02.11.1962 г. Донцов Евгений Алексееви

03.11.1952 г. Шабалин Игорь Алексеевич

14.11.1955 г. Хурсан Александр Александрович

17.11.1947 г. Найденко Юрий Павлович

19.11.1962 г. Татаренков Игорь Вячеславович

19.11.1953 г. Кизилов Дмитрий Иванович

24.11.1953 г. Конюшенко Константин Олегович

26.11.1951 г. Ашик Владимир Михайлович

26.11.1951 г. Буланов Владимир Павлович

27.11.1960 г. Екименко Петр Павлович

30.11.1954 г. Шлипс Александр Михайлович

Наши партнеры:

- ООО "Бухта Голландия".

Сайт: http://holland-bay.ru/ 

-Адмиралтейский Координационный совет общественных организаций ветеранов ВМФ  

logo1Сайт: http://veteranvmf.ru/   

  АО «51 центральный конструкторско- технологический институт судоремонта»:

Макет вымпела -Россия

 

 

Сайтhttp://51cktis.ru/

  - Военно-учебный научный центр ВМФ "Военно-морская академия им Н.Г.Кузнецова" 

225 лет 

-Высшее военно-морское инженерное училище (Филиал ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова"  Сайт: www.вмпи.рф 

   -Союз историков гидронавтики:

 

01-znak-chebotaeva-dlya-sayta.jpg_1

Сайт: http://oosif.ru/about

-Издательство "Гангут":   сайт: http://www.gangut.su/

 Море зовет-Международный кинофестиваль "Море зовет":

http://www.seafest.info/  Читать:http://forum.moov-vmf.ru/viewtopic.php?f=97&t=44772

Новости
13.11.2025

13112025_konferenciya_sudam_byt_0.jpg  В Санкт-Петербурге, в   Президентской библиотеке,  13 ноября 2025 состоялась научно- познавательная конференции "История создания и строительства флота России",

25.10.2025

  К452   Авария на ПЛАРК «К-503» 670-М проекта 12 июня 1990года.  (295 экипаж, в/ч 10611, командир кап. 2 ранга Горелов О.В.) (губа Ара, гарнизон п. Видяево) 

21.10.2025

_DSC5207   21 октября 20225 года исполнилось ровно 44 года со дня столкновения с рефрежиратором " РЕФ-13"  и затопления подводной лодки "С-178".  И все эти годы не утихают споры по поводу того,как себя показал экипаж лодки в трагически для себя дни борьбы за живучесть.

    Но любому подводнику,  которому известны факт аварии ясно ,что экипаж во главе со старшим помощннком командира Сергей Кубыниным  проявил себя  высшей степени мужественно и стойко. И он достоин наград Родины : погибшие,ушедшие позднее и живые ныне

19.10.2025

14 октября 2025 года состоялось открытие мурала Адмиралу Флота Советского Союза Николаю Герасимовичу Кузнецову в г. Владивостоке на здании ТОВВМУ им. С.О. Макарова

18.10.2025

15102025_sovet_soyuza_57.jpg

На Английской набережной, 38 15 октября  2025 года 2025 года состоялось расширенное заседание Совета Союза инженеров Военно-морского флота имении академика а.А.Саркисова

Новости

« Назад

Дела давно минувшие. Климин В.А. "Авария на АПЛ "К-503" 12.06.1990 г." 25.10.2025 08:55

"Только на корабле "Ж..." - не часть тела, а событие! Ну а полная "Ж..." - это вообще комплекс мероприятий!"

670mpr.jpg670proekt.jpg

       Наша полная "Ж..." начиналась так: 12 июня 1990 года я заступил дежурным по ПЛ. После вечерней отработки вахты по БЗЖ, при осмотре АЯ  №1 обнаружилось поступление воды (в последствии выяснилось, что забортная вода из прогнившей трубы диффирентной системы, проходящей через ТЗЦ , и также прогнивший подволок ТЗЦ - (он же "днище" АЯ) полностью заполнила АБ в АЯ №1, (датчик наличия воды в АЯ тоже сгнил). Очевидно, что процесс шел динамически и лавинообразно, т.к. в  ходе проверки систем и механизмов, осмотре АЯ при заступлении на вахту замечаний не было выявлено. Корни этого безобразия кроются в некачественном доковом ремонте на СРЗ в Полярном (в последствии, в ходе расследования причин аварии было установлено, что труба диффирентной системы вместо бронзы была изготовлена из стали, протекторная защита не была установлена). Как сказал бы товарищ Вильям наш, Шекспир -"Something is rotten in the state of Denmark" - подгнило что-то в Датском Королевстве! После получения доклада от м-на Кирияка (деж. электрик)  из первого отсека о поступлении воды в АЯ №1,  "Вечер сразу перестал быть томным"  и восприятие действительности перешло на новый уровень.  " На Верх  Вы, товарищи, все по местам!... " запевать не было времени и не с кем,  поскольку на борту отсутствовала половина вахты - (на тот период в дивизии сложилась вынужденная преступная практика отправлять на ужин, в береговую столовую, вахту поочереди в две смены). Объявил аварийную тревогу,   включил ходовые огни, оповестил соседей  через верхнего вахтенного об аварии и мы в "усечённом" составе  начали фактическую борьбу за живучесть. Кроме того, поскольку в этот день отмечался "Всенародно-  Российский Праздник", а также  все свободные от службы члены экипажа реализовывали положенные  отгулы, особо рассчитывать на чью-то помощь не приходилось.  К тому же в ЦП я был один и, что называется «рук не хватало» - приходилось одновременно управлять  ОКС, вести вахтенный журнал,  пытаться выйти на связь с дежурным по дивизии и командованием ( «мобильников» ещё не было а связь всегда доставляла «головную боль»)  и непосредственно руководить  оставшимся на борту л/с вахты по БЗЖ.  И, наконец, главный нюанс заключался в том, что поскольку АЯ заполнилась забортной водой "по самое не хочу", начало расти % содержание водорода, появился запах хлора в первом отсеке. Дал команду л/с аварийной партии (в 1 отсеке находились мичман Кирияк и матрос Рыбинский - все их действия были чёткие и грамотные) включиться в ИСЗ, включить ПДМ, а затем приказал отдраить ТПЛ для естественного вентилирования в атмосферу (я "прикинул" - утонуть мы не успеем, а вот взорваться - запросто, поэтому принял нестандартное решение вместо герметизации -разгерметизацию - размышлять на тему какого рода возможен взрыв -локальный или объёмный, вместе со всем боезапасом как-то не хотелось).  

vypiskaizvahtzhur1.jpgvypiskaizvahtzhur2_2.jpg

Во второй отсек руководить АП-2 послал дежурного по ГЭУ лейтенанта Чилингарьяна ( в начале тревоги он "позабавил" меня своим докладом с пульта ГЭУ - "Начата функциональная проверка СУЗ"! - "Какая НА Х... СУЗ!!!..." - хотелось ему вежливо сказать).

Постепенно обстановка стабилизировалась, нормализовался газовый состав, начал понижаться уровень воды в АЯ №1, а когда на ПЛ прибыл Командир - Кап.2ранга Горелов О.В. и принял руководство по  БЗЖ, сразу стало "легче дышать". Естественно, "для разбора полётов"  на борт  прибыли разного рода командиры - начальники, во главе с командиром эскадры контр-адмиралом Шевченко, но уже "все было хорошо", появилась возможность дать команду "отбой аварийной тревоги". Поскольку помощник дежурного по ПЛ мичман Метельцов самые "интересные" события пропустил -   ( был на базе с 1/2 вахты), - главное - он сумел "просочиться" и провести свой л/с на борт незаметно, так что никто из проверяющих ничего не заметил, что меня искренне порадовало, т.к. до этого дабы избежать "глупых вопросов" по наличию на борту л/с вахты приходилось как-то обходить этот момент перед инспектирующими товарищами.   (тут ведь как  - не моя прихоть и не я устанавливал такое распорядок для вахты, но "спинным мозгом" чувствовал, что сейчас на меня могут "повесить всех собак". заслуженных или нет -неважно, главное - стрелочника найти).                                                                                                                                  Анализируя данное происшествие, надо отметить, что как и любая авария здесь имелась своя специфика, заключавшаяся в следующем:

  1. Особенности организации ДВС в дивизии (вахта посменно ходила на ужин, в связи с чем во время аварии половина л/с  во главе с помощником дежурного по  ПЛ отсутствовала).   Несмотря на это  мы успешно справились и неполным составом вахты.                                                                             
  2. На поступление воды внутрь ПК "наложилось" увеличение процентного содержания водорода и появление запаха хлора (АЯ затопило полностью).    Поэтому я принял решение - вместо герметизации отсека -разгерметизацию  - отдраивание ТПЛ, что предотвратило возможность взрыва
  3. Отсутствие надёжной системы связи с береговыми службами, казармой и с гарнизоном. Тем не менее, удалось  связаться с командиром, который в это время находился в посёлке и, главное, он сумел быстро, до появления всех вышестоящих начальников,  прибыть на борт для дальнейшего руководства по БЗЖ. Это мне очень помогло и морально и физически -успел  оформить в "чистовую" документацию и таким образом у проверяющих по нашим действиям и документам вопросов не возникло.                                                                                                                        
  4. Психологический момент. Любая авария случается "не во время" и "неожиданно". В данном случае она в двойне произошла "нежданно-негаданно", поскольку  корабль уже был готов  выйти в море , соответственно  все необходимые  мероприятия выполнены, замечаний по матчасти не было. В общем у всех в душе присутствовало некоторое вполне объяснимое расслабление. Но опыт службы, воспитанная годами и "вколоченное в подсознание" нашими отцами-командирами ответственность за исполнение своих служебных обязанностей, за подчиненный л/с, не позволял формально и "пофигистски" нести ДВС. Поэтому отработка вахты по БЗЖ проводилась  фактически,  с последующим осмотром систем и механизмов, АЯ. Благодаря этому удалось своевременно  приступить к БЗЖ и избежать более тяжёлых последствий.   

       И в заключении:                                                                                                                                                

" А на утро они проснулись..." Стало понятно, что выход в море однозначно отменяется, это плохо, но то что этот "нарыв" вскрылся у пирса  и все живы- здоровы - это хорошо. Командир утром перед строем экипажа объявил мне благодарность, вышестоящее начальство поощрило тем, что не наказало. АБ выгрузили, ТЗЦ, трубу заварили, но начинались «лихие 90-е», денег не на что не было, новую АБ не поставили и лодку вывели в отстой с последующей утилизацией.

Капитан 3 ранга -Климин Виктор Алексеевич

К  «юбилейной годовщине» аварии было написано 12 июня 2020года.