

"Межрегиональная общественная организация ветеранов
«Союз инженеров Военно-Морского Флота имени академика А.А. Саркисова»
(Межрегиональная общественная организация ветеранов ВМФ «Союз выпускников Севастопольского ВВМИУ- Голландия», год основания 2009 )


|
Поздравления с Днем рождения членов Союза ноябрь 2025 02.11.1962 г. Прокопов Юрий Егорович 02.11.1962 г. Донцов Евгений Алексееви 03.11.1952 г. Шабалин Игорь Алексеевич 14.11.1955 г. Хурсан Александр Александрович 17.11.1947 г. Найденко Юрий Павлович 19.11.1962 г. Татаренков Игорь Вячеславович 19.11.1953 г. Кизилов Дмитрий Иванович 24.11.1953 г. Конюшенко Константин Олегович 26.11.1951 г. Ашик Владимир Михайлович 26.11.1951 г. Буланов Владимир Павлович 27.11.1960 г. Екименко Петр Павлович 30.11.1954 г. Шлипс Александр Михайлович Наши партнеры: - ООО "Бухта Голландия". Сайт: http://holland-bay.ru/ -Адмиралтейский Координационный совет общественных организаций ветеранов ВМФ АО «51 центральный конструкторско- технологический институт судоремонта»:
Сайт: http://51cktis.ru/ - Военно-учебный научный центр ВМФ "Военно-морская академия им Н.Г.Кузнецова" -Высшее военно-морское инженерное училище (Филиал ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова" Сайт: www.вмпи.рф -Союз историков гидронавтики:
Сайт: http://oosif.ru/about -Издательство "Гангут": сайт: http://www.gangut.su/ http://www.seafest.info/ Читать:http://forum.moov-vmf.ru/viewtopic.php?f=97&t=44772 Новости
13.11.2025
25.10.2025
21.10.2025
Но любому подводнику, которому известны факт аварии ясно ,что экипаж во главе со старшим помощннком командира Сергей Кубыниным проявил себя высшей степени мужественно и стойко. И он достоин наград Родины : погибшие,ушедшие позднее и живые ныне 19.10.2025
14 октября 2025 года состоялось открытие мурала Адмиралу Флота Советского Союза Николаю Герасимовичу Кузнецову в г. Владивостоке на здании ТОВВМУ им. С.О. Макарова 18.10.2025
На Английской набережной, 38 15 октября 2025 года 2025 года состоялось расширенное заседание Совета Союза инженеров Военно-морского флота имении академика а.А.Саркисова
|
Новости
« Назад
Дела давно минувшие. Климин В.А. "Авария на АПЛ "К-503" 12.06.1990 г." 25.10.2025 08:55
"Только на корабле "Ж..." - не часть тела, а событие! Ну а полная "Ж..." - это вообще комплекс мероприятий!" Наша полная "Ж..." начиналась так: 12 июня 1990 года я заступил дежурным по ПЛ. После вечерней отработки вахты по БЗЖ, при осмотре АЯ №1 обнаружилось поступление воды (в последствии выяснилось, что забортная вода из прогнившей трубы диффирентной системы, проходящей через ТЗЦ , и также прогнивший подволок ТЗЦ - (он же "днище" АЯ) полностью заполнила АБ в АЯ №1, (датчик наличия воды в АЯ тоже сгнил). Очевидно, что процесс шел динамически и лавинообразно, т.к. в ходе проверки систем и механизмов, осмотре АЯ при заступлении на вахту замечаний не было выявлено. Корни этого безобразия кроются в некачественном доковом ремонте на СРЗ в Полярном (в последствии, в ходе расследования причин аварии было установлено, что труба диффирентной системы вместо бронзы была изготовлена из стали, протекторная защита не была установлена). Как сказал бы товарищ Вильям наш, Шекспир -"Something is rotten in the state of Denmark" - подгнило что-то в Датском Королевстве! После получения доклада от м-на Кирияка (деж. электрик) из первого отсека о поступлении воды в АЯ №1, "Вечер сразу перестал быть томным" и восприятие действительности перешло на новый уровень. " На Верх Вы, товарищи, все по местам!... " запевать не было времени и не с кем, поскольку на борту отсутствовала половина вахты - (на тот период в дивизии сложилась вынужденная преступная практика отправлять на ужин, в береговую столовую, вахту поочереди в две смены). Объявил аварийную тревогу, включил ходовые огни, оповестил соседей через верхнего вахтенного об аварии и мы в "усечённом" составе начали фактическую борьбу за живучесть. Кроме того, поскольку в этот день отмечался "Всенародно- Российский Праздник", а также все свободные от службы члены экипажа реализовывали положенные отгулы, особо рассчитывать на чью-то помощь не приходилось. К тому же в ЦП я был один и, что называется «рук не хватало» - приходилось одновременно управлять ОКС, вести вахтенный журнал, пытаться выйти на связь с дежурным по дивизии и командованием ( «мобильников» ещё не было а связь всегда доставляла «головную боль») и непосредственно руководить оставшимся на борту л/с вахты по БЗЖ. И, наконец, главный нюанс заключался в том, что поскольку АЯ заполнилась забортной водой "по самое не хочу", начало расти % содержание водорода, появился запах хлора в первом отсеке. Дал команду л/с аварийной партии (в 1 отсеке находились мичман Кирияк и матрос Рыбинский - все их действия были чёткие и грамотные) включиться в ИСЗ, включить ПДМ, а затем приказал отдраить ТПЛ для естественного вентилирования в атмосферу (я "прикинул" - утонуть мы не успеем, а вот взорваться - запросто, поэтому принял нестандартное решение вместо герметизации -разгерметизацию - размышлять на тему какого рода возможен взрыв -локальный или объёмный, вместе со всем боезапасом как-то не хотелось). Во второй отсек руководить АП-2 послал дежурного по ГЭУ лейтенанта Чилингарьяна ( в начале тревоги он "позабавил" меня своим докладом с пульта ГЭУ - "Начата функциональная проверка СУЗ"! - "Какая НА Х... СУЗ!!!..." - хотелось ему вежливо сказать). Постепенно обстановка стабилизировалась, нормализовался газовый состав, начал понижаться уровень воды в АЯ №1, а когда на ПЛ прибыл Командир - Кап.2ранга Горелов О.В. и принял руководство по БЗЖ, сразу стало "легче дышать". Естественно, "для разбора полётов" на борт прибыли разного рода командиры - начальники, во главе с командиром эскадры контр-адмиралом Шевченко, но уже "все было хорошо", появилась возможность дать команду "отбой аварийной тревоги". Поскольку помощник дежурного по ПЛ мичман Метельцов самые "интересные" события пропустил - ( был на базе с 1/2 вахты), - главное - он сумел "просочиться" и провести свой л/с на борт незаметно, так что никто из проверяющих ничего не заметил, что меня искренне порадовало, т.к. до этого дабы избежать "глупых вопросов" по наличию на борту л/с вахты приходилось как-то обходить этот момент перед инспектирующими товарищами. (тут ведь как - не моя прихоть и не я устанавливал такое распорядок для вахты, но "спинным мозгом" чувствовал, что сейчас на меня могут "повесить всех собак". заслуженных или нет -неважно, главное - стрелочника найти). Анализируя данное происшествие, надо отметить, что как и любая авария здесь имелась своя специфика, заключавшаяся в следующем:
И в заключении: " А на утро они проснулись..." Стало понятно, что выход в море однозначно отменяется, это плохо, но то что этот "нарыв" вскрылся у пирса и все живы- здоровы - это хорошо. Командир утром перед строем экипажа объявил мне благодарность, вышестоящее начальство поощрило тем, что не наказало. АБ выгрузили, ТЗЦ, трубу заварили, но начинались «лихие 90-е», денег не на что не было, новую АБ не поставили и лодку вывели в отстой с последующей утилизацией. Капитан 3 ранга -Климин Виктор Алексеевич К «юбилейной годовщине» аварии было написано 12 июня 2020года. |