Логин:
Пароль:
Запомнить
09.05.2024 г. Поздравление ВВМИУ с Днем Побелы

Поздравительный адрес 9 мая Филиппов А.М

Поздравления с Днем рождения членов Союза

01.09.1957

Кожевников Алексей Петрович

02.09.1952

Женалин Сергей Муратович

04.09.1962

Лозинский Сергей Васильевич

10.09.1955

Кислов Сергей Владиславович

12.09.1949

Пустынников Виктор Ефимович (75 лет)

14.09.1949

Кравцов Александр Васильевич (75 лет)

17.09. 1960

Пранович Анатолий Георгиевич

18.09.1952

Пономаренко Александр Николаевич

20.09.1948

Каширов Валерий Иванович

21.09.1950

Мухин Юрий Викторович

29.09.1952

Ушаков Вячеслав Михайлович

Вышло в свет издание "КТО есть КТО в Севастопольском ВВМИУ".

kto_est_kto1.jpg

kto_est_kto_3.jpgkto_est_kto_5.jpg

Справочник о выпускниках 1956-1997 годов.
Выпущено 2-е издание, расширенное и дополненное.
В нем приведены данные о 11502 выпускниках с 1956 по 1997 год. Объем издания - около 884 стр.,формат А4 в твердой обложке
Стоимость одного экземпляра 2400 (две тысячи четыреста)  рублей
+79218860464, www.holland-bay.ru

Наши партнеры:

- ООО "Бухта Голландия".

Сайт: http://holland-bay.ru/ 

Адмиралтейский координационный совет общественных организаций ветеранов ВМФ  

logo1

Сайт: http://veteranvmf.ru/                                                                                              

ОАО «51 центральный конструкторско-технологический институт судоремонта»:

Макет вымпела -Россия

 

 

Сайт: http://51cktis.ru/

 Военно-учебный научный центр ВМФ "ВМА им. Н.Г. Кузнецова":

                   -Союз историков гидронавтики:

 

01-znak-chebotaeva-dlya-sayta.jpg_1

Сайт: http://oosif.ru/about

-Издательство "Морское наследие":

сайт http://www.heritage-navalis.ru/shop.php?cid=38

-Издательство "Гангут":

сайт: http://www.gangut.su/

 -Международный кинофестиваль "Море зовет":

http://www.seafest.info/

Море зоветЧитать:http://forum.moov-vmf.ru/viewtopic.php?f=97&t=44772

 
 
Новости
02.09.2024

   02.09.2024 г. Сев. Голландия.2

2 сентября 2024 года заведующий музеем  Севастопольского госуниверситета "Севастопольская Голландия" Николай Филимонов провел экскурсию для выпускников Севастопольского ВВМИУ. (фотографии Марины Филипповой)

31.08.2024

29.08.2024. Встреча в ДОФ. 10

29  августа 2024 года в Севастопольском Доме Офицеров Флота состоялась встреча выпускников Севастопольского ВВМИУ и инженеров Флота с председателем Межрегиональной общественной организации "Союз инженеров Военно-Морского Флота имени академика А.А. Саркисова", членом Президиума -председателем комиссии по награждениям Адмиралтейского Координационного совета общественных ветеранских организаций ВМФ  Филипповым Александром Матвеевичем.

13.08.2024
Блаогдарность 51 ЦКТИС Союз  инженеров Военно-Морского Флота имени академика А.А. Саркисова от души поздравляет руководство и коллектив АО "51 ЦКТИС" с 70-летием со дня основания
13.08.2024
02.03.2019. . Филипчуки.Похороны члена Союза инженеров ВМФ капитан а 2 ранга Сергея Васильевича ФИЛИПЧУКА
27.04.2024

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ ВМФ

№16(59) "НА СТРАЖЕ МОРСКИХ
РУБЕЖЕЙ ОТЕЧЕСТВА"

История Главного управления судоремонтных заводов

К 60-летию ГУ СРЗ ВМФ

    В приказе ГК ВМС № 081 от  07.04.1954 года «О мероприятиях по улучшению руководства судоремонтными заводами Военно-Морских сил, эксплуатации кораблей и вооружения» было отмечено, что разрыв между потребностями в судоремонте и его выполнением продолжает увеличиваться.

Одной из основных причин создавшего положения  признавалось отсутствие в ВМС центрального органа, непосредственно отвечающего за  работу заводов, обеспечение их  квалифицированным персоналом и материалами, передовую организацию и технологию производства, за их дальнейшее развитие.

В целях коренного улучшения руководства деятельностью судоремонтных предприятий ВМС принято решение реорганизовать  центральные органы, ведающие судоремонтом, приведя их структуру и штатное расписание в соответствие с решаемыми задачами.   

Приказ предусматривал  формирование к 10 апреля 1954 года на базе Технического управления ВМС  Главного управления судоремонтных заводов ВМС.  Начальнику ГУСРЗ по фактическому состоянию и балансу на 1 апреля 1954 года были подчинены судоремонтные заводы, верфи и судоремонтные мастерские:

  • 35, 6, 82, 176, ПМ-21
  • 180, КМОЛЗ, 25, 28, ?
  • 7, 36, 177, 29,
  • 13, 99 (г. Измаил), 23, 37, СВ-1,
  • 179, 178, 90, 92, 102, СВ-5,  СМ-1188.

 

Штат  управления  был скомплектован по штату центральных органов управления .ГК ВМС № 1\ 386  от 07 июня  1954 г. из 6-ти отделов и численным составом: офицеров – 80, служащих – 64 чел.  с подчинением Главнокомандующему ВМС.

Распоряжением Совета Министров СССР от 8 апреля 1954 года         № 3659р  начальнику Главного управления судоремонтных заводов ВМФ были предоставлены права, предусмотренные постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1954 года № 1002 для начальников главных управлений министерств СССР.

Уже в марте  1955 года на совещании Начальников ВиС флотов и флотилий в Кронштадте констатировались положительные результаты правительственного решения о создании промышленного главка. В выступлениях отмечалось, что это тот случай, когда не кому-нибудь должность придумали, а  чтобы  преимущества, созданные у нас в стране при определении системы прав Главного управления позволяли оперативно решать вопросы, чтобы действительно иметь все возможности для выполнения планов производства.

Первым  начальником  Главного  Управления  судоремонтных  заводов  ВМС   с 22 апреля 1954 г стал  контр-адмирал Леонид Иванович Караганов.

Караганов Л.И. родился в 1908 г. в г. Павлове  Нижегородской области. После окончания рабфака 4 года  учился в Московском энергетическом институте, откуда  по специальному набору был направлен на учёбу в ВМА им. К.Е.Ворошилова. Проходил службу:

  • на КР «Киров».
  • С 1938 года был откомандирован в Военно- промышленный комитет при Комитете обороны СНК (СМ) СССР. Начальник группы по НК ВМФ секретариата СНК (СМ) СССР, зам. зав. секретариата - зам. председателя. СМ СССР  Н.А. Вознесенского.
  • Начальник управления планирования судостроения Госплана СССР.  
  • Начальник ВиС 4-го ВМФ;
  • Зам. секретаря постоянной комиссии ЦК КПСС по вопросам обороны.
  • Для особых поручений при министре обороны СССР.
  • С 1954 г. по 1970 г. начальник ГУ СРЗ ВМФ.
  • Награждён 7 орденами и 14 медалями. Вице-адмирал.

 Заместителем начальника ГУ СРЗ (главным инженером) назначен Ткаченко Терентий Иванович, который проходил службу на ТОФ, был начальником Порт-артурского морского завода, начальником Управления судоремонта ВМФ, начальником ТУ ВМФ (1956-1961), контр-адмирал, награждён 8 орденами.

Именно от них во многом зависела выработка стиля  работы управления  в период его формирования и становления. Под их руководством были разработаны документы, определяющие структуру отрасли и основные положения её функционирования.

К  осени 1955 года в развитие  формирования ГУСРЗ на основании постановлений СМ СССР:

  • на каждом театре    созданы  специальные конструкторские бюро (СКБ ВМФ);
  • создано  Центральное конструкторско-технологическое бюро ВМФ с численностью 160 человек (ныне 51 ЦКТИС);
  • сформировано  техническое училище;
  • в ведение ГУ СРЗ передан 1701 технический склад (центральная база технического имущества);

Организация ГУСРЗ, создание конструкторско-технологических организаций и центральной базы технического имущества, сразу  же без дополнительного финансирования и капитальных затрат позволило использовать объединённую мощность заводов на наиболее критических направлениях   судоремонта.

В первую очередь в 1955 году был разработан и утверждён план межведомственной кооперации. По этому плану заводы, имеющие развитое,  но недогруженное кузнечно-прессовое и литейное оборудование, мощные  инструментальные участки, участки резинотехнических изделий начали поставлять остальным СРЗ по согласованным ценам и срокам необходимые изделия, чем заметно снизили напряжение в материально-техническом обеспечении ремонта.

Создание в Халитовом тупике ж.д. ст. Ораниенбаум базы снабжения позволило обеспечивать СРЗ большинством необходимых материалов.

С началом освоения  заводами ВМФ ремонта  АПЛ  была введена должность  заместителя начальника управления по новой технике. На эту  должность был назначен главный  инженер 13 СРЗ капитан 2 ранга В.Г.Новиков, назначенный в последствии на должность заместителя ГК ВМФ – начальника ГТУ ВМФ, ставший адмиралом.

Эффективным шагом стало перепрофилирование в 1959 г.  37 судомеханического завода   в предприятие по изготовлению ЗИП для судоремонта ВМФ.

Созданный премиальный фонд ГУСРЗ был исключительно эффективно использован  для поощрения коллективов предприятий за досрочную сдачу кораблей из ремонта.

Решив первоочередные вопросы организации, конструкторско-технологического и материально-технического обеспечения, Л.И. Караганов организовал наращивание производственных мощностей предприятий. Результативность этого плана  основывалась на возможности централизованно утверждать титулы капитального строительства заводов  через ГУСРЗ. В первую очередь решались вопросы строительства цехов для ремонта кораблей с новой энергетикой и вооружением. В этот период вводится цех для ремонта газовых турбин на КМОЛЗ, новые цеха в Севастополе, Мурманске, Росляково и др. Создан  филиал 178 СРЗ, ставший впоследствии самостоятельным 30 СРЗ.

В связи с необходимостью ремонта кораблей с ЯЭУ было организовано строительство «атомных» заводов. Следует отметить, что эти заводы (10, 30, 49) приняли в ремонт первые атомные подводные лодки до полного окончания их строительства и перевооружения, широко используя возможности межзаводской кооперации.

К числу безусловных заслуг Л.И. Караганова относится также строительство инженерного корпуса ЦКТБ, создание в 1959 году СКТБ по обеспечению ремонта АПЛ (в\ч 26920) и формирование молодого, талантливого коллектива руководителей, специалистов - единомышленников  в  идеологии военного судоремонта.

К 01.01.1970 года в состав ГУСРЗ  входило 28  предприятий.

С 1970 года по 1986 год ГУСРЗ ВМФ руководил А.М. Геворков.  Экономические методы, рождённые реформами А.Н.Косыгина и максимальное использование  собственных оборотных средств  заводов для дополнения титульных ассигнований позволили увеличить мощность предприятий отрасли почти в два раза.

В соответствии с Постановлением  ЦК КПСС и СМ СССР от 19.07.1973 г. №501-152 «О мерах по дальнейшему развитию СРБ для обеспечения ремонта и модернизации АПЛ» установлена специализация СРЗ. В 1973 году большинству предприятий были приданы военно-строительные отряды и роты, численность которых составила со временем 10000 человек.

Сформированы 524 УПЦ (КМОЛЗ), 526 УПЦ (Рига), 708 УПЦ (Таллинн)  для обучения иностранных специалистов, а также 65 учебный комбинат при КМОЛЗ. Создано 82 ОКТБ на Камчатке. 

Построено производственных цехов, участков, служебных  зданий и испытательных стендов общей площадью  более 200 000 кв. м.

Принято  в эксплуатацию   судоподъемных средств общей грузоподъёмностью более 250 000 тонн, в том числе ПД-41 и ПД-50 г\п 80 000 тонн, построенные в Японии и Швеции.

На строительство и реконструкцию судоремонтных заводов  ВМФ только за счет централизованных капитальных вложений на 10 пятилетку было выделено в 2,5 раза больше, чем в 9 пятилетке, а в 11 пятилетке эта сумма возросла еще на 35 процентов. Ежегодно  возводились городки  судоремонтников до 80 тысяч кв. метров жилой площади

Чтобы представить темпы развития судоремонтной базы ВМФ в эти годы можно привести следующее сравнение: если полезные производственные площади на начало 9 пятилетки (1971 год) принять за 100 процентов, то через 5 лет они возросли до 150 процентов, к 1978 году уже до 173 процентов, а в 1980 году - составляли 216 процентов.

В составе  ГУ СРЗ на этом этапе трудилось более 50 000 человек, а суммарный объем валовой продукции в сопоставимых ценах был близок к миллиарду рублей. На заводах был освоен ремонт кораблей и судов почти  300 проектов (в том числе более 50 проектов боевых кораблей всех классов, состоящих на вооружении Военно-Морского Флота).  В этот период были созданы такие новые производства, как цех и испытательная станция для ремонта корабельных газовых турбин, участки по ремонту гидромеханизмов, участки по ремонту и испытанию корабельной арматуры воздуха высокого давления 400 кг/кв.см., цеха по ремонту вооружения и радио электронного оборудования. Широкое развитие получило сварочное производство, что позволило выполнять сварку всех материалов, применяемых в судостроении. Заводы практически перешли к комплексному ремонту кораблей и судов.

Именно к середине 80-х годов силами огромного числа судоремонтников была создана мощная промышленная отрасль, обеспечивающая деятельность Флота вышедшего на океанскую службу.

С 1986 года по 1992 год ГУСРЗ ВМФ возглавлял Ю.Д. Чуриков. В этот период в состав управления вошли 195, 50, 69, 365,44, 813 ремонтные заводы.

В ГУ СРЗ  каждый человек, отвечающий за тот или иной участок работы, был признанным специалистом  в своей области. Управление  славилось сплоченным крепким коллективом способным на многое.

 Почти  15 лет заместителем начальника управления по новой технике был контр-адмирал Павлов П.Я., впоследствии эту должность занимали Ю.Д.Чуриков, Ю.К.Андреев, Парасенко В.М.

На должности заместителя начальника (главного инженера) ГУ СРЗ служили генерал-майор Бойко В.М., капитан 1 ранга Геворков А.М., контр-адмирал Попов И.В., контр-адмирал Петров Ю.Е.

В 1992 году ГУ СРЗ реформировано в Управление с  изменением структуры подразделений.  Контр-адмирал Петров Ю.Е назначен начальником УСРЗ ВМФ, его заместителем по экономике и производству стал капитан 1 ранга Марценюк Н.И.

С 1985 года в СССР  начался период экономических, а затем и политических реформ, в ходе которых руководство управления пыталось удержать систему на достигнутом уровне.

После распада СССР отрасль лишилась предприятий в Прибалтике, Азербайджане, и на Украине.  Расформированы судоремонтные отряды, численность гражданского персонала сократилась более чем в три раза, и составила около 16 тысяч человек.

Необходимо признать, что основная тяжесть реформирования отрасли в условиях  обвального сокращения  ВМФ легла на  контр-адмирала Фёдорова В.А. – начальника УСРЗ в 1995-2004 годах. Его заместителем  с 1998 г. был А.А. Арутюнян.

Однако, несмотря на  обескровленную реформами экономику страны  руководству управления удалось сохранить работоспособность всех  предприятий отрасли.

15 февраля  2007 года  коллегия Минобороны России рассмотрела вопрос «О реформировании ФГУП Минобороны, осуществляющих ремонт вооружения и военной техники, в предприятия (организации) других форм собственности». Решением  коллегии приоритетными направлениями  в работе определены: развитие системы ремонта ВВТ и обеспечение сохранения необходимых ремонтных предприятий в составе Вооруженных сил.

Вместе с тем, уже 21 марта 2007 года  подписан Указ Президента РФ № 394 «Об открытом акционерном обществе «Объединённая судостроительная корпорация», согласно которому  все судоремонтные заводы ВМФ передаются в эту корпорацию.

Эта дата стала началом процесса ликвидации  судоремонтной базы, войсковых ремонтных средств в составе Военно-морского флота.

Указом Президента РФ от 15 сентября 2008 года № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»   из состава   ВМФ  выводятся  все оставшиеся ФГУПы,  выполнявшие ремонтные и конструкторско-технологические работы по восстановлению технической готовности В и ВТ.

Логичным завершением  современного этапа развития  отрасли явилась директива начальника  Генерального штаба  РФ от 07 февраля 2009 года № 314/5/384 ( на основании Д-12 от 19.01.09 МО РФ )  определившая дату расформирования  УСРЗ  ВМФ – 1 июня 2009 года.

 

Среди многочисленных выпускников СВВМИУ  внёсших большой вклад в развитие главка  директора

 

51 ЦКТИС – Плющев В.Н (1966 г.в.). Сотников Г.А.

49 СРЗ (СВРЦ) – Аверин В.Н.

92 СРЗ – Криц М.П. Бурмистров И.В,

30 СРЗ -  Бурмистров И.В. Карпачёв А.И.

10 СРЗ -  Мирошниченко В.А. Харченко Ю.Г.

82 СРЗ – Минченко Г.Д.1958 г.в.

23 СРЗ – Козлов Ю.В.

37 СМЗ – Скворцов А.

8 СРЗ – Голуб В.

13 СРЗ -  Новогрибельский С.А.

172 ОКТБ – Нестерец О.А.